#СМИ о театре
23 ноября 2022
0

С любовью к человеку. К юбилею великого актера

В 2018 году на московском «золотомасочном» показе «Короля Лира», спектакля Русского драматического театра Удмуртии, ижевскому актёру Николаю Ротову публика устроила стоячие овации. Ни у кого не вызывало вопросов, почему среди шести номинаций «Короля Лира» одна – персональная Ротова, за лучшую мужскую роль. Наблюдая, как виртуозно, негромко, на полутонах он проводит своего Лира от растерянности, страха и отчаяния к покаянию, обретению чувства собственного достоинства и к мудрости, зрители убедились: в Ижевске есть артист мирового класса и масштаба.

А в родном Ижевске Николай Николаевич Ротов стал любимым актёром и режиссёров, и зрителей уже давно. Его актёрской карьере – полвека. После Свердловского училища работал в «драме», уходил в музыкальный театр, но уже почти 30 лет, с 1993-го, служит в Русском драматическом театре Удмуртской Республики.

Сыграть может (и играет: в его театральной биографии – более 100 ролей) Ротов всё, что угодно. Трусливого авантюриста – пожалуйста (Киса Воробьянинов в «Двенадцати стульях»), лицемерного сребролюбца – запросто (Скупой рыцарь в «Маленьких трагедиях»). Если нужно, будет закомплексованным, неуверенным в своей мужской привлекательности библиотекарем («Я имею право любить» по пьесе Слаповского «Не такой, как все»). Или – не сомневающимся в своей неотразимости щёголем («Трактирщица» Гольдони). Себе-на-уме индивидуалистом («Король Лир») или вечным рубахой-парнем («Чудики» по рассказам Шукшина). Вельможей или «крестьянской косточкой».

И всё же есть у Николая Ротова тема, которая благодаря его собственной человеческой и актёрской природе звучит в его ролях яснее и сильнее других – это любовь и сочувствие к человеку. «По нему» были бы роли князя Мышкина и Дон-Кихота, он был бы душераздирающим Фирсом в «Вишнёвом саде» (и для его Фирса стоило бы написать собственную пьесу, как для стоппардовских Розенкранца и Гильденстерна). С «тонкой кожей», не боящийся быть ранимым и уязвимым, исповедально искренний, излучающий заботу и тепло, - своим существованием на сцене он приводит зрителя к желанию стать добрее, открывает в них источник нежности, - или вливает в них свою.

Ижевские театралы до сих пор вспоминают его Соседа из мелодраматической «Очень простой истории» (2005 год). Наивный и мудрый, буквально изливающий какую-то тонкую, щемящую печаль без ноты дешёвой сентиментальности, переполненный мягкой заботливой любовью и сопереживанием, как будто обнимающий всех людей и зверей каждым взглядом и словом, Ротов-Сосед своим присутствием вывел непритязательную историю на уровень евангельской притчи. 

Он артист «аристократичный»: чтобы добиться эффекта любой силы, не мельтешит, не наигрывает. Но – преображается всем собой. Перевоплощается до мельчайшей чёрточки. Его Король Лир даже в самом растерзанном состоянии выпрямляет спину, в жестах сохраняется особая элегантность, а из глаз при этом не исчезают растерянность и боль. И этот диссонанс внешнего и внутреннего за секунду позволяет почувствовать, какой разлом происходит внутри этого человека. Киса Воробьянинов картинно подбоченивается, фанфаронит, и при этом, не поспевая за реактивной скоростью сюжета, обалдело хлопает оловянными глазами (настолько пустыми, что ловишь себя на мысли: как это может быть тот же актёр, который вот буквально вчера играл Лира с раненным взглядом, в котором мысли и чувства – сожаление, разочарование, стыд, надежда, холодный гнев, испуг сменяли друг друга, накатывали друг на друга волнами?). А его дед Трофим в «Чудиках» ходит на полусогнутых, с откляченным задом, и руки двигаются как на шарнирах, - дед Трофим ещё и говорить не начал, а уже угадывается его нервная, взрывная натура: в любой момент может и в присядку пойти, и в атаку.

Он бережный и чуткий партнёр: не перетягивая одеяло на себя, как камертон задаёт верную ноту, и вот уже «звучит» весь актёрский ансамбль.
Едва ли не лучшие роли в своей актёрской судьбе Николай Ротов – заслуженный артист России, народный артист Удмуртии – сыграл в возрасте «за 60». 12 ноября ему исполнилось 70. Кажется, это начало нового большого этапа.

Автор: Анна Вардугина

Удмуртская правда 23.11.2022
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

24 апреля 2025
#Новости театра
Спектакль «Папа» на фестивале LOFT

Аплодисменты петербургских зрителей ижевскому спектаклю

24 апреля 2025
#Новости театра
Открытая репетиция

Занятие в Школе современного зрителя к спектаклю «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей»

17 апреля 2025
#Новости театра
«Папа» дома и в гостях

Спектакль «Папа» отправляется в Санкт-Петербург на Международный театральный фестиваль LOFT

16 апреля 2025
#Новости театра
«Человек-послание»

Лекция Елены Обидиной об актере Михаиле Солодянкине

16 апреля 2025
#История театра
Любимый актер в республике

О заслуженном артист России Алексее Грозине

15 апреля 2025
#СМИ о театре
«В духе времени»

В подкасте Радио России «Удмуртия» Елена Обидина рассказывает о тех, кто стал героями ее пьесы «Съедобное-несъедобное»