Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииРечь идет о воображаемой четвертой стене – между сценой и зрительным залом. И, конечно, Пауль Портнер, автор комедии "Ножницы", был не первым и далеко не единственным, кто покушался на ее целостность в 20 веке. Но прорваться за стену, заставить зрителей играть с тем же азартом, что и актеры – удалось одному из первых именно ему.
Когда и как это произошло? Рассказываем с самого начала. То есть с рождения нашего героя.
Случилось это в 1925 году в Вуппертале, Германия. Едва Пауль Портнер достиг призывного возраста, он был мобилизован на фронт, в одном из первых боев получил тяжелое ранение и следующие два года провел в госпиталях. В итоге - томик стихов и первые автобиографические рассказы.
В 1945 году начинающий поэт организует в своем родном Вуппертале ассоциацию художников-авангардистов «Башня», все больше и больше увлекается театром. Портнера интересуют теории экспериментального театра: он изучает психодраму Якоба Леви Морено, Политический театр Эрвина Пискатора, Театр жестокости Антонена Арто. Переводит на немецкий трилогию о Короле Убю французского предтечи Театра абсурда Альфреда Жарри. А в своей практической деятельности режиссера и драматурга Портнер полностью очарован и захвачен старинной итальянской комедией дель арте, основанной на актерской импровизации.
В начале 60-х годов из столкновения всех этих разнообразных концепций у Портнера рождается идея театра, который он называет Mitspielstücke - «Совместная игра». Вместо пьес он предлагает сценарии, где ключевые повороты сюжета определяют зрители. И они же, провоцируемые актерами, активно участвуют в спектакле. Всего Портнер написал 17 пьес, некоторые из них до сих пор идут на сценах немецких театров. Но лишь одна - комедия-детектив «Ножницы» (название в русской адаптации) – стала невероятно популярна во всем мире.
Насколько популярна - можно приводить разные цифры, благодаря некоторым из них «Ножницы» попали в Книгу рекордов Гиннеса. Но самое важное, что это театр – совершенно по Станиславскому – сегодня, здесь, сейчас. Каждый показ уникален. Все зависит от тех, кто сегодня в зале: к чему они больше готовы – смеяться или возмущаться и критиковать?
Как это будет работать в ижевском варианте – проверим через неделю, на премьере спектакля «Ножницы».
Аплодисменты петербургских зрителей ижевскому спектаклю
Занятие в Школе современного зрителя к спектаклю «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей»
Спектакль «Папа» отправляется в Санкт-Петербург на Международный театральный фестиваль LOFT
Лекция Елены Обидиной об актере Михаиле Солодянкине
О заслуженном артист России Алексее Грозине
В подкасте Радио России «Удмуртия» Елена Обидина рассказывает о тех, кто стал героями ее пьесы «Съедобное-несъедобное»
Оставить комментарий