#История театра
11 октября 2023
0

Театр оперы и драмы: пролог к созданию русского театра в Ижевске

Первая профессиональная драматическая труппа появилась в Ижевске за год до даты, официально считающейся основанием Русского драматического театра, в 1934 году. Сведения об этом коллективе крайне скудны, поскольку затерялись за грандиозностью свершений «оперников». Кстати, те же обстоятельства стали причиной расформирования труппы.

О том, что связало оперный театр и драму в городе, где до этих пор не было никакого профессионального театра - рассказываем по порядку.

1 ноября 1934 года в Ижевске был создан Театральный комбинат, объединивший под одной крышей - крышей КОРа – три самостоятельных коллектива: оперу и балет, русскую драму и удмуртский театр. Главная цель этого масштабного предприятия выглядит амбициозной, благородной, и при этом несколько утопичной: оперный десант должен был стимулировать создание национальных музыкальных произведений крупной формы, русским артистам, кроме «постановки подлинно художественного спектакля», ставилась еще задача педагогическая – «выращивание удмуртских национальных актеров».

Производственные цеха были одни на всех. Репетиционные помещения тоже. Творческих руководителей коллективов и ведущих артистов пригласили из Москвы. Остальных, в том числе балетную труппу и хор, добрали на месте, из всех желающих. И, самое невероятное, что эксперимент почти удался! За первый сезон, оказавшийся, впрочем, единственным, в Театральном комбинате было поставлено 8 (восемь!) полномасштабных опер, сплошь вершины русской и мировой оперной классики – от «Евгения Онегина» и «Князя Игоря» до «Фауста» и «Чио-чио-сан».

Достижения коллектива русской драмы на этом фоне выглядят гораздо скромнее. Сохранились названия четырех поставленных на сцене КОРа спектаклей: «Гибель эскадры» А.Корнейчука (об уничтожение черноморского флота в 1918 году перед приходом немцев), «Чудесный сплав» В.Киршона (комедия про то, как русский язык помогает сплавить в единую нацию народы Советского Союза), «Дорога цветов» В. Катаева (сатирическая комедия о человеке, прикрывающим революционными фразами собственную нечистоплотность в вопросах этики и морали), и драма с говорящим названием «Жизнь зовет» В.Билль-Белоцерковского. Обращает внимание, что все эти пьесы – актуальные новинки советской драматургии, появившиеся буквально в том же самом 1934-м году и очень быстро набиравшие популярность.

Руководителем коллектива русской драмы был назначен Михаил Чупров, человек с очень примечательной биографией. И хотя пребывание Чупрова в Ижевске длилось меньше года, хочется рассказать о нем подробней.

В 1919 году, совсем молодым человеком, Михаил Чупров попал в Школу русской драмы, открытую в Петрограде времен Гражданской войны наркомом просвещения Луначарским. В летние каникулы «шкорудовцы» образовали Губертруппу, которая во главе с Мишей Царевым, будущим великим артистом,  выезжала со спектаклями на Западный фронт. А осенью 1919 года юношей призвали в армию. Тогда была создана «группа № 6 Окрвоенкома» для обслуживания воинских частей. Она ездила на розвальнях по окрестностям Тихвина и Череповца в 40-градусные морозы и играла пьесу о Парижской коммуне в сараях на тесных сценах.

В 1921 году Чупров уезжает из Петрограда в Москву и поступает актером в Первую студию Художественного театра, будущий МХАТ-II. Регулярно бывает на репетициях Станиславского, конспектирует их и позже эти записи опубликует. Играет в одних спектаклях с Михаилом Чеховым. А в 1927 году становится главным героем крайне неприятной истории, отчасти подтолкнувшей Чехова к эмиграции в США. Конечно, ситуация вокруг прославленного артиста к тому времени уже и так была накаленной, но донос Чупрова, опубликованный в популярном журнале, стал последней каплей, спровоцировавшей нервный срыв крайне ранимого и эмоционального артиста. Но и сам Чупров от этого ничего не выгадал. Собственно, после этого случая контракт в театре с ним не продлили. Он работал в клубах, кружках, выступал как чтец. В какой-то момент его пригласили в Ижевск…

Спектакли, поставленные Михаилом Чупровым на ижевской сцене, кроме «Чудесного сплава», как туманно намекают газетные рецензии, «не были свободны от серьезных недостатков и не вызывали зрительского интереса».

Весной 1935 года Театральный комбинат был расформирован. Конечно, виной тому были вовсе не неудачи русской труппы, а грандиозные финансовые затраты, которых требовала грандиозная деятельность оперного театра. До появления нового коллектива русской драмы оставалось несколько месяцев. И это уже другая история.

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Война за испанское наследство, Генри Болингброк и королева Анна

Лекция Анны Зориной в Школе современного зрителя доступна для просмотра

14 июля 2025
#СМИ о театре
Сны обреченных

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Обыкновенная история» в газете «Экран и сцена» (Москва)

Великие следствия малых причин

Лекция Анна Зориной в Школе современного зрителя

Зрительская любовь поддержана «Золотой маской»

О  награждении Ю.П.Малашина главной театральной наградой - материал в газете «Удмуртская правда»

03 июля 2025
#СМИ о театре
«Любить все роли, которые играешь»

О награждении Юрия Малашина «Золотой маской» - сюжет в программе Новости. Моя Удмуртия

Мир большой власти и частная история

Актеры приступили к репетициям спектакля «Стакан воды для королевы». О новой постановке рассказал режиссер Владимир Золотарь