#Новости театра
06 марта 2020
0

«Безумные ножницы», или Человек, который сломал стену

Речь идет о воображаемой четвертой стене – между сценой и зрительным залом. И, конечно, Пауль Портнер, автор комедии "Ножницы", был не первым и далеко не единственным, кто покушался на ее целостность в 20 веке. Но прорваться за стену, заставить зрителей играть с тем же азартом, что и актеры – удалось одному из первых именно ему.


Когда и как это произошло? Рассказываем с самого начала. То есть с рождения нашего героя.



Случилось это в 1925 году в Вуппертале, Германия. Едва Пауль Портнер достиг призывного возраста, он был мобилизован на фронт, в одном из первых боев получил тяжелое ранение и следующие два года провел в госпиталях. В итоге - томик стихов и первые автобиографические рассказы.


В 1945 году начинающий поэт организует в своем родном Вуппертале ассоциацию художников-авангардистов «Башня», все больше и больше увлекается театром. Портнера интересуют теории экспериментального театра: он изучает психодраму Якоба Леви Морено, Политический театр Эрвина Пискатора, Театр жестокости Антонена Арто. Переводит на немецкий трилогию о Короле Убю французского предтечи Театра абсурда Альфреда Жарри. А в своей практической деятельности режиссера и драматурга Портнер полностью очарован и захвачен старинной итальянской комедией дель арте, основанной на актерской импровизации.


В начале 60-х годов из столкновения всех этих разнообразных концепций у Портнера рождается идея театра, который он называет Mitspielstücke - «Совместная игра». Вместо пьес он предлагает сценарии, где ключевые повороты сюжета определяют зрители. И они же, провоцируемые актерами, активно участвуют в спектакле. Всего Портнер написал 17 пьес, некоторые из них до сих пор идут на сценах немецких театров. Но лишь одна - комедия-детектив «Ножницы» (название в русской адаптации) – стала невероятно популярна во всем мире.



Насколько популярна - можно приводить разные цифры, благодаря некоторым из них «Ножницы» попали в Книгу рекордов Гиннеса. Но самое важное, что это театр – совершенно по Станиславскому – сегодня, здесь, сейчас. Каждый показ уникален. Все зависит от тех, кто сегодня в зале: к чему они больше готовы – смеяться или возмущаться и критиковать?


Как это будет работать в ижевском варианте – проверим через неделю, на премьере спектакля «Ножницы».

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Не забудем никогда!

В рубрике «Историческая среда» о театре в годы войны и военных спектаклях в театре

Ради мига на земле...

Интервью режиссера Владимира Золотаря газете «Известия Удмуртской Республики»

19 апреля 2024
#Новости театра
«Все было супер! Ижевску привет!»

Завершились двухдневные гастроли Русского театра в Казань

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»